Рождество Христово.
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО[1], великий христианский праздник в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме, празднуемый 25 декабря. Впервые об этом празднике на Востоке упоминается у Климента Александрийского (III век); он совершался там б января под именем Богоявления (Epijaneia), а на Западе праздновался 25 декабря под названием Natalis. Во времена Иоанна Златоуста, как видно из его беседы на день Р. Хр., и на Востоке начали праздновать его 25 декабря. Трудно сказать, почему именно Западная церковь стала праздновать его в этот день. Некоторые стараются поставить этот праздник в связь с иудейской ханукой или римскими сатурналиями, но эти предположения произвольны. Достоверен лишь тот факт, что 25 декабря исполняется девять месяцев с Благовещение (25 марта); отсюда явствует намерение привести эти даты в соответствие с обычным временем плодоношения. В Восточной церкви праздник Р. Хр. считается вторым по Пасхе («трехдневная пасха»), а на Западе он стоит даже выше Пасхи.
А.П. Лопухин.
К достойному празднованию Р. Хр. верующие приготовляются сорокадневным постом, известным под именем Рождественского или Филиппова. Канун или день навечерия праздника проводится в особо строгом посте и называется сочельником или сочевником, так как по уставу церковному в этот день полагается употреблять в пищу сочиво, т.е. сушеные хлебные зерна,
размоченные водой. По обычаю православных христиан, пост этого дня хранится до вечерней звезды. В 5 в. Анатолий, патриарх Константинопольский, в 7 в. Софроний и Андрей Иерусалимские, в 8 в. св. Иоанн Дамаскин, Козьма Маюм-
ский и Герман, патриарх Константинопольский написали для праздника Р. Хр. многие священные песнопения, которыми церковь и ныне прославляет празднуемое событие. Уже в 4 в. было определено, как праздновать навечерие праздника, если оно случится в день воскресный (правило 1-е Феофила Александрийского). В навечерие во время часов церковь воспоминает различные ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя. После полудня
совершается литургия Василия Великого, если только навечерие не случится в субботу или воскресенье, когда совершается литургия Иоанна Златоуста, в обычное время. Всенощное бдение начинается великим повечерием, на котором
церковь особенно выражает свою духовную радость пением пророчественной песни: «Яко с нами Бог».
См. Ф. Смирнов,
К кратким евангельским сказаниям о Р. Хр. многое прибавляют апокрифы, легенды и народные духовные стихи. Наиболее важны в этом
отношении апокрифы. Они оказали сильное воздействие на старинную литературу и на иконопись. В апокрифах говорится о вертепе, бабке Соломонии, бегстве Иосифа с Марией в Египет, избиении младенцев (см. Пыпин, Памятники старинной русской литературы, 3). В истории древнехристианской литературы и искусства более всего следов оставили древние апокрифические сказания о присутствии в п.ещере, где родился Спаситель, вола и осла. Уже в древнехристианских саркофагах являются осел и бык при Р. Хр. К 9 в. на Востоке и Западе пользуется огромной популярностью следующие изображения Р. Хр.: в горе пещера, в пещере ясли, в которых лежит Христос, над Ним головы осла и быка. Богоматерь лежит на одре, лицом к зрителю. Иосиф сидит внизу в раздумье или дремоте. В Четьях-Минеях Димитрия Ростовского говорится, что к яслям привязаны были вол и осел. Их привел Иосиф из Назарета. На осле ехала
Пресвятая Дева, а вола Иосиф привел на продажу, чтобы было чем уплатить царскую подать и содержать себя в Вифлееме и в дороге. Эти бессловесные животные, стоя при яслях, дыханием своим согревали Младенца от зимней стужи и
таким образом служили Владыке и Творцу своему. Этот рассказ из Четьих-Миней проник в народ, и в духовных стихах и легендах украинского народа передается почти дословно.
[1]Христианство энциклопедический словарь в 3 томах. Научное издательство "Большое Российская Энциклопедия". М., 1995. Том 2. С. 492-493.
Происхождение и значение праздника Р. Хр., Киев, 1883.
URL: http://apologia.hop.ru
E-mail: apologia@hop.ru